Важное правило
Согласно ПУЭ заземление двигателя делается отдельным проводником. При этом запрещается последовательное соединение электродвигателей с контуром, как показано на схеме снизу:
При повреждении контура, электродвигатели, подключенные после обрыва, становятся потенциально опасными из-за отсутствия заземления. Возникает опасность выхода оборудования из строя. А некорректная работа защиты подвергает персонал опасности. Поэтому такое соединение недопустимо.
Какие системы заземления существуют
Существующие системы, позволяют эффективно защитить электродвигатели, другое оборудование и обслуживающий персонал в аварийной ситуации. Они различаются количеством проводников и схемой соединения. Регламентирующим документом является ПУЭ гл. 1.7. правил устройства электроустановок. Системы заземления отличаются схемой соединения и количеством проводников.
По ПУЭ они обозначаются латинскими буквами:
- Т — заземление;
- N — подключение к нейтрали;
- I — изолирование;
- С — объединение функционального и защитного проводов;
- S — разделение по всей сети функционального и защитного проводников.
Согласно ГОСТ Р50571.2-94 нулевым проводам присвоены латинские буквы. Они имеют значения:
- N — функциональный ноль;
- PE — защитный ноль;
- PEN — объединение защитного и функционального ноля.
Выделяют основные системы заземления. Это TN-C, TN-C-S, TN-S, TT и IT:
- В трехфазных четырехпроводных и однофазных двухпроводных линиях используется TN-C. Характеризуется объединенным нулевым проводником с заземляющим. Т.е. от трансформатора до потребителя они идут одним проводником. Это является существенным недостатком. Применялась в старых постройках. В новостройках не применяется.
- TN-C-S система отличается тем, что защитный и нейтральный проводники идут одним совмещенным проводом от трансформатора до распределительного щита, где происходит их разделение. Согласно ПУЭ, монтируется дополнительное устройство заземления.
- В схеме TN-S защитные и нулевые проводники от трансформатора до потребителя идут раздельными проводами.
- ТТ отличается тем, что трансформатор подстанции и потребитель имеют собственную систему заземления, которые не связаны друг с другом. Применяют для подключения мобильных электроустановок.
- IT — особенностью данной системы является изолирование нейтрали от земли или ее соединение через элементы с высоким сопротивлением. Позволяет существенно уменьшить токи утечки на корпус. Применяется в электроустановках, работающих в условиях повышенной опасности. Например, во взрывоопасной зоне.
На принципиальной схеме снизу показаны описанные заземляющие системы.
ПУЭ (глава 1.7 часть 1 общие требования пункт 1.7.33) обязывает заземлять оборудование, питающиеся от сети переменного тока напряжением 42 В и выше, а также электродвигатели постоянного тока напряжением 110 В и выше, в обязательном порядке.
Обслуживающий персонал должен знать, как осуществляется заземление корпусов электродвигателей и для чего оно выполняется.
На рисунке снизу показан двигатель и место подключения заземления:
Отсутствие или неправильно смонтированная система заземления приводит к поражению электрическим током обслуживающий персонал или выход оборудования из строя. Это иллюстрирует рисунок снизу:
Рисунок показывает, как протекает ток через тело человека при наличии заземлителя и при его отсутствии.
В случае пробоя обмотки двигателя (рисунок справа), происходит короткое замыкание, в результате чего на корпусе появляется напряжение, которое не превышает допустимого. Срабатывает схема защиты, и оборудование обесточивается.
При отсутствии заземлителя, на корпусе появляется опасное напряжение, что приводит к летальному исходу обслуживающего персонала (рисунок слева).
Электрикам следует знать, как правильно заземлить электродвигатель. Для этого проводник подключают к заземлителю. Только после этого его соединяют с оборудованием. Нарушать эту последовательность запрещено.
Место установки заземления при работе на электродвигателе
Не менее важно монтировать переносные заземлители на электродвигатель при выполнении ремонтных или профилактических работ. Они монтируются на стационарном и передвижном оборудовании.
При этом обслуживающий персонал обязан:
- Монтировать заземлители, если работы выполняются на электроприводе или оборудовании, приводимом им в движение, на котором возможно появление напряжения. Обслуживающий персонал обязан отключить его от питающей сети. Обеспечить защиту от повторного или ошибочного включения, соблюдая правила технических мероприятий. А у двухскоростных двигателей отключают и разбирают обе цепи обмоток.
- При отключении питания допускается установка переносного заземлителя в любом месте, подводящего кабеля от РУ, щита управления, сборкой. Это должно быть видимое заземление.
- Перед началом работ на оборудовании, способном вращаться за счет подсоединенных механизмов (вентиляторов, дымососов, насосов и т.д.), запорной арматуры (задвижек, шиберов и т.п.), механизмы запираются на замок. Или принимаются меры по их механической фиксации, а также затормаживаются роторы электродвигателей или рассоединяются сцепные муфты, например, конвейеров.
- Вывешиваются соответствующие таблички, а персонал обязан использовать индивидуальные меры защиты.
На фото снизу показано переносные заземлители:
При отсутствии стандартного устройства, допускается использовать провода в качестве переносного заземлителя, сечение которых не должно быть меньше питающего кабеля.
Организации производящие ремонтные работы имеют подробные инструкции по технике безопасности, в которых детально изложены этапы подготовки рабочего места и методы проведения ремонта, учитывающих специфику оборудования и производства.
Заключение
Заземление электродвигателя должно находиться в видимой зоне, т.е. оно должно быть видимым. Это необходимо для периодического визуального осмотра. В сухих помещениях шина заземления монтируется по полу.
В помещениях с повышенной влажностью шина устанавливается на изоляторы (держатели) на расстоянии 10 мм от основания.
К монтажу электродвигателей и контура заземления допускаются квалифицированные специалисты. Они должны знать, как осуществляется монтаж оборудования. И как сделать квалифицированно систему заземления. Кроме этого у них должен иметься опыт и допуск на проведение аналогичных работ.
Теперь вы знаете, как выполняется заземление электродвигателя и что об этом указано в ПУЭ. Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!
Опубликовано 18.08.2020 Обновлено 18.08.2020 Пользователем Александр (администратор)
В теме «Заземление электродвигателя по ПУЭ» нет точного определения надо ли заземлять электродвигатель,прожектор и т.д. ,если он заземлен 4 или 5 проводом в БРНО.В ПУЭ это тоже не написано.Один пишет надо.Другой не надо, если на металлической основе и заземлена та станина.У нас на угольном разрезе нет ноля.Идут только 3 фазы на участки.Система не понятна какая-похоже больше на ТТ.Заставляют всё заземлять,НАЗЫВАЯ ЭТО ПОВТОРНЫМ ЗАЗЕМЛЕНИЕМ.Только в ПУЭ повторное заземление делается на вводе.на форумах много таких вопросов,но без ответов.Правительство не доработало ТОЧНО определение,а теперь все спорят.Монтировали предприятие для немцев-там нет такого безобразия.Всё заземления приборов идут по 5 проводу.Нет соплей как в России.
Павел, нужно заземлять. Дополнительная система уравнивания потенциалов. Пункт 1.7.87 и 1.7.138