Автор:

Перед подключением тягово-сцепного устройства легковому автомобилю нужно составить электрическую схему розетки фаркопа с распиновкой контактов. Без выполнения этого требования невозможно подсоединение машины к грузовому прицепу или трейлеру для путешествий с семьей.

Что такое распиновка

Подключать электрические приборы в автотранспорте надо через специальные разъемы с контактами.

Для каждого из них существует собственный стандарт. Его называют распиновкой, или цоколевкой.

Она выглядит как таблица или диаграмма, где указываются следующие параметры:

  • номер контакта;
  • подсоединяемый потребитель;
  • цвет и сечение провода;
  • кодовое обозначение.

Чтобы расключение кабелей не привело к неисправностям, нужно выполнить такие условия:

  • перед работами изучить схему распайки розетки;
  • убедиться в совместимости типа разъема с автомобилем и сцепным приспособлением;
  • подготовить инструменты и расходные материалы;
  • отсоединить клеммы от аккумуляторной батареи;
  • проверить провода по цвету, полярности и цепи потребителя;
  • соединить кабели с контактами распайкой с помощью специального припоя;
  • убедиться в работоспособности электроприборов прицепа после подключения.

Какими бывают разъемы для розеток прицепов

На современных транспортных средствах для подсоединения фаркопа чаще используют такие разъемы:

  • 7- и 13-пиновые розетки европейского стандарта;
  • фишки с 7 контактами американского типа.

На моделях до 2000 г. иногда встречаются разъемы для 5 жил, а на коммерческих грузовиках – для 15.

Вид разъемов

Виды разъемов.

ГОСТ 9200-76

В России стандарты распайки тягово-сцепного приспособления определяются ГОСТ 9200-76.

Он введен 1 января 1977 г. и продлен 7 ноября 2012 г.

Согласно документу, розетки могут быть следующих типов:

  • на напряжение 24 В – 24 N и 24 S с главным контактом и крупными и мелкими штырями;
  • на напряжение 12 В – 12 N с гнездами для проводов №№ 1, 3, 4, 6 и 3 штырей или углубленного контакта с 2 штырями №№ 2 и 5.

Основные требования ГОСТа:

  • розетка и вилка, соединяющие прицеп с машиной, выдерживают ток до 40А;
  • все обозначения нанесены отчетливо.

Необходимость оснащения прицепа

Сейчас на дорогах встречаются прицепы разных типов. Их изготавливают российские и зарубежные производители.

На них устанавливают оборудование и светотехнику, которые дублируют основные огни автомобиля:

  • указатели поворотов;
  • стоп-сигналы;
  • главные и противотуманные фары;
  • габариты;
  • подсветку номерного знака;
  • лампы движения задним ходом;
  • огни аварийной остановки.

Поэтому, чтобы не совершить ошибок, для подсоединения тягово-сцепного приспособления требуются разъемы со стандартной схемой подключения.

Штраф

Фаркопами называются устройства для крепления к кузову прицепа или трейлера.

Они бывают 3 типов:

  • стационарными (приварены к балке);
  • условно-съемными (прикручены болтами);
  • мобильными (демонтируются без применения инструментов).

Регистрировать в ГИБДД не нужно следующие устройства:

  • предусмотренные автопроизводителем;
  • сертифицированные в России.

Штраф в размере 500 руб. предусмотрен за использование таких фаркопов:

  • самодельных;
  • не предназначенных для данной модели машины;
  • неисправных, в т.ч. по вине электрооборудования.

Схемы распиновки разъемов фаркопа

Если владелец машины и прицепа заинтересован в безопасной эксплуатации техники, то он обязан устанавливать прочное сцепное устройство с подвижным соединением металлических деталей и проводов.

В России выполняются требования Международной организации по стандартизации.

Фаркоп подключают в соответствии с такими нормами:

  • ISO1724 для 5-контактных систем;
  • 12N ISO1724 и ISO1185, 12S ISO3732 и ISO3731 для розеток с 7 проводами;
  • ISO11446 №№ 1 или 2 для разъемов на тринадцать контактов;
  • ISO12098 для грузовиков с 15 штырями.

Цветовую схему проводов определяет ISO4141.

5-pin ISO 1724

Стандарт для 5-контактной розетки 1724 разработан и внедрен в 1975 г. Он предусматривает схему, аналогичную 7-pin без 1-го и 4-го контакта. Сейчас такие транспортные средства встречаются редко.

5-pin ISO 1724

5-контактная розетка 1724.

№ контакта Обозначение Потребитель Цвет провода Толщина, кв.мм
2 54G Задняя противотуманная фара Синий 1,5
3 31 «Минус» Белый 2,5
5 58R Правый габарит и подсветка ГРЗ Коричневый 1,5
6 54 Стоп-сигнал Красный 1,5
7 58L Левый габарит Черный 1,5

7-контактной вилки и розетки Европа и РФ DIN ISO 1724

Для прицепов, изготовленных в Европе и России, стандарт определяет следующую схему:

Для прицепа

Распиновка 7-контактной вилки и розетки.

В таблице ниже представлены данные для подсоединения фаркопа:

№ контакта Обозначение Рабочая цепь Окраска провода Сечение, кв.мм
1 L Левый указатель поворота Желтая 1,5
2 54G Задняя противотуманная фара Синяя 1,5
3 31 «Минус» (масса) Белая 2,5
4 R Правый указатель поворота Зеленая 1,5
5 58R Правый габарит и подсветка ГРЗ Коричневая 1,5
6 54 Стоп-сигнал Красная 1,5
7 58L Левый габарит Черная 1,5

Для стандарта 24N распиновка выглядит так:

24N

Пояснения приведены в таблице ниже:

№ контакта Обозначение Потребитель Цвет провода Толщина, кв.мм
1 31 «Минус» Белый 2,5
2 58L Левый габаритный фонарь и подсветка ГРЗ Черный 1,5
3 L Левый поворотник Желтый 1,5
4 Стоп Красный 1,5
5 R Правый поворотник Зеленый 1,5
6 58R Правый габаритный фонарь и подсветка ГРЗ Коричневый 1,5
7 Тормоз прицепа Голубой 1,5

У фаркопов с распиновкой 24S схема выглядит так:

24S

Далее в таблице можно увидеть подробное описание:

№ контакта Обозначение Рабочая цепь Окраска провода Сечение, кв.мм
1 31 Масса Белая 2,5
2 58L Запасной Черная 1,5
3 L Огни заднего хода Желтая 1,5
4 Цепи потребителей прицепа Красная 1,5
5 Индикация отказа тормоза Зеленая 1,5
6 Цепи потребителей прицепа Коричневая 1,5
7 54G Задняя противотуманная фара Голубая 1,5

7-контактной вилки и розетки прицепа США SAE J2863

Американские прицепы оснащаются вилками и розетками, которые подсоединяются по следующей схеме:

7-контактной вилки и розетки прицепа США SAE J2863

Схема 7-контактной вилки и розетки прицепа США SAE J2863.

В таблице представлено описание проводки:

№ контакта Обозначение Потребитель Цвет провода Толщина, кв.мм
1 31 «Минус» (масса) Белый 4
2 L54 Стоп-сигнал и левый поворотник Желтый 1,5
3 58 Габариты и подсветка номера Коричневый 1,5
4 15 «+» 12В Черный 4
5 R54 Стоп-сигнал и левый поворотник Зеленый 1,5
5 Управление системой электрических тормозов Синий 4
7 Огни движения задним ходом, управление током блокировки импульсного тормоза Фиолетовый 1,5

13-контактной розетки Европа ISO 11446

Для европейских прицепов с розетками на 13 пин используется такая распиновка:

13-контактной розетки Европа ISO 11446

Схема 13-контактной розетки Европа ISO 11446.

Таблица с назначением клемм такова:

№ контакта Обозначение Рабочая цепь Окраска проводника Сечение, кв.мм
1 1/L Левый поворотный сигнал Желтая 1,5
2 2 Задняя противотуманная фара Синяя 1,5
3 3/31 «Минус» (масса) для 1–8-й клемм Белая 2,5
4 4/R Правый поворотный сигнал Зеленая 1,5
5 5/58-R Правый габаритный фонарь и подсветка площадки с ГРЗ Коричневая 1,5
6 6/54 Стоп-сигнал Красная 1,5
7 7/58-L Левый габаритный фонарь и подсветка площадки с ГРЗ Черная 1,5
8 8 Лампа движения задним ходом Розовая 1,5
9 9 Подача постоянного напряжения 12В и 35А Оранжевая 2,5
10 10 Та же после поворота ключа в замке зажигания Серая 2,5
11 11 «Минус» (масса) Бело-черная 2,5
12 12 Запасной Светло-серая 1,5
13 13 «Земля» на клемму № 9 Бело-красная 2,5

Запрещается замыкать между собой следующие контакты в вилке прицепа:

  • №№ 3, 11, 13;
  • №№ 5, 7.

15-контактного разъема ISO 12098

На грузовиках прицеп соединяется по следующей схеме:

15-контактного разъема ISO 12098

Схема 15-контактного разъема ISO 12098.

Подробное описание распиновки представлено в таблице:

№ контакта Обозначение Потребитель Цвет провода Толщина, кв.мм
1 L Левый поворотный сигнал Желтый 1,5
2 R Правый поворотный сигнал Зеленый 1,5
3 Противотуманка Голубой 1,5
4 31 «Земля» на контакты №№ 1–3, 5–8 Белый 2,5
5 58R Правый габаритный огонь и подсветка площадки с госномером Черный 1,5
6 58L Левый габаритный огонь и подсветка площадки с госномером Коричневый 1,5
7 54 Сигнал «стоп» Красный 1,5
8 Лампочка заднего хода Розовый 1,5
9 30 «+» для напряжения 24В Оранжевый 1,5
10 Индикация износа тормозных колодок Серый 1,5
11 Сигнал включения ручника при падении давления воздуха в системе Бело-черный 1,5
12 Поднятие оси прицепа Светло-голубой 1,5
13 31 «Земля» на клеммы №№ 14, 15 Бело-красный 2,5
14 Шина CAN H, для автомобилей без EBS или ABS Зелено-белый 1,5
15 Шина CAN L, для автомобилей без EBS или ABS Коричнево-белый 1,5

Способы подключения

Существует 2 способа соединения проводки с вилкой на фаркопе и розеткой на автомобиле:

  • универсальный;
  • классический.

Материалы для подключения розетки фаркопа

В первую очередь нужно купить комплект для соединения кабелей.

В него чаще всего производители включают:

  • корпуса адаптеров с крышками, резиновыми уплотнителями, резьбовыми соединениями;
  • комплект проводов сечением 1,5–2,5 кв.мм;
  • металлический или пластиковый гофрированный рукав;
  • монтажные хомуты для крепления к кузову машины.

Российские автовладельцы предпочитают вилки следующих брендов:

  • Erich Jaeger;
  • Airline;
  • Nord-Yada;
  • «Хелла»;
  • «Дали-Авто» и др.

Далее нужно подготовить набор инструментов:

  • набор гаечных ключей;
  • крестовую и шлицевую отвертки;
  • пассатижи;
  • кусачки;
  • нож;
  • паяльник мощностью 40 Вт.

Дополнительно нужно припасти:

  • изоленту;
  • термоусадочную трубку;
  • припой.

Схема прямого подключения

Порядок соединения кабелей по классической методике состоит из следующих действий:

  1. Распаковать купленный набор.
  2. Проверить отсутствие повреждений и герметичность вилки и розетки.
  3. Зачистить концы проводов.
  4. Облудить их или опрессовать гильзами.
  5. Протащить шнуры в колодки.
  6. Обмотать получившийся жгут изолентой.
  7. Протянуть его в гофрорукав.
  8. Распаять концы кабеля на контактах разъема.
  9. Закрепить подвижную часть вилки и розетки.
  10. Собрать адаптеры.
  11. Подключить вторые концы к светотехническим приборам.
  12. Уложить гофру и зафиксировать ее клипсами.
  13. Соединить адаптеры.
  14. Проверить работоспособность схемы.
Прямое подключение

Схема прямого подключения.

Во время работы нужно выполнить следующие рекомендации:

  • использовать многопроволочный медный провод с сечением, указанным производителем;
  • обрабатывать контакты графитовой смазкой перед пайкой для предотвращения окисления;
  • смазывать разъемные соединения силиконовой смазкой во избежание попадания влаги.

С использованием электронного блока согласования

Если автомобиль оснащен большим количеством электроники, то в электрическую схему включают ЭБУ. Во время пуска двигателя он тестирует систему, при подсоединении прицепа фиксирует перегрузку и выдает сообщение об ошибке.

Чтобы избежать такой ситуации, при подключении фаркопа нужно включить в схему блок электронного согласования.

Он подключается к аккумулятору и работает таким образом:

  1. Принимает сигналы от светотехнических устройств.
  2. Обрабатывает их.
  3. Передает информацию на электронный блок управления.
С использованием электронного блока согласования

Схема с использованием электронного блока согласования.

Возможные проблемы

Основная проблема заключается в том, что иногда после подсоединения прицепа указатели поворота начинают моргать быстрее, чем было до этого при классическом подключении, или медленнее, когда в машине присутствует ЭБУ.

Решить проблему можно 2 способами:

  • установить в поворотники светодиодные лампы;
  • вмонтировать в схему указателей поворота промежуточные реле с нормально разомкнутыми контактами.
С реле

Схема подключения фаркопа с использованием реле.

Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа на разных моделях авто

Подсоединение фаркопа связано с особенностями модели машины, на которой он будет установлен.

На современных автомобилях

В связи с тем что автомобили, выпущенные после 2000 г., оснащены большим количеством электроники, классический метод соединения разъемов не подходит.

Поэтому, если автолюбитель не обладает навыками электромонтажа, во избежание неисправностей и сбоев после подсоединения прицепа лучше обратиться в сервис.

Прицепов «Скиф М1», «Скиф М2», МЗСА

Монтаж фаркопа для прицепов «Скиф М1», «Скиф М2» и МЗСА производится по схеме, отличающейся от стандартной по ГОСТ-9276 или ISO 1724.

Особенности распиновки таковы:

  • на клемму № 2 «Скиф М1» 1981–1987 гг.в. и «Скиф М2» 1987–1993 гг.в. присоединяется положительный полюс аккумулятора;
  • к контакту № 7 моделей МЗСА крепятся габариты.

На более ранних версиях в обозначениях используются римские цифры и подключение происходит в таком порядке:

  • стоп-сигнал – к I;
  • левый указатель поворота – к II;
  • индикатор включения поворотников – к III;
  • правый указатель поворота – к IV;
  • положительный полюс АКБ – к V;
  • задние габаритные огни и подсветка ГРЗ – к VI;
  • масса – к M.

МЗСА

Распиновка лодочного прицепа «Лав»

Фаркоп для лодочного прицепа «Лав» подключается так:

Распиновка лодочного прицепа Лав

Подключение розетки прицепа ВАЗ-2110

Машины «десятого» семейства Волжского автомобильного завода соединяются с прицепом по стандарту 12 N ISO 1724:

  • указатели поворотов – к клеммам №№ 1 и 4;
  • противотуманка – к № 2;
  • масса – к № 3;
  • задние ходовые огни и левый габарит – к № 5;
  • стоп-сигнал – к № 6;
  • левый габарит – к № 7.

ВАЗ-2110

Нива Шевроле

Подключить фаркоп к Ниве Шевроле можно с помощью жгута с артикулом 00001-75045552-00-0. Он укомплектован разъемами и еврофурнитурой, которая подходит к другим прицепам с контактами на 7 пин.

Нива Шевроле

Ланос

Автомобили Шевроле Ланос подсоединяются к тягово-сцепному устройству аналогично ВАЗ-2110 по стандарту 12 N ISO 1724.

К грузовому автомобилю КамАЗ

К грузовикам Камского автомобильного завода прицепы подключаются через штепсельный разъем ПС 325-100 на напряжение 24 В. Такие переходники продаются в 7- и 15-пиновом исполнении по стандартам N и S.

Первый выглядит как стандартный адаптер для подсоединения прицепа, а второй изготовлен в виде полой трубки.

Распиновка выглядит следующим образом:

  • масса – белым проводом на Ч.4;
  • левый габарит – черным на Г.52;
  • левый поворотник – желтым на К.75;
  • тормоз прицепа – красным на 3.57;
  • правый поворотник – зеленым на С.74;
  • правый габаритный огонь – коричневым на Кч.5;
  • резерв – синим.

КАМАЗ

Оригинальный разъем от подделки отличается по таким признакам:

  1. Крышка розетки при переворачивании вниз плотно удерживается на посадочном месте и не открывается.
  2. Внутренние штыри зафиксированы жестко, без люфтов.
  3. Отверстие в основании большого размера, провода входят в него свободно.
  4. Внутренняя резьба заворачивается легко.

Качественный аналог разъема – переходник производства БААЗ. Распиновка розетки и вилки такая же, как у адаптера КамАЗ.

Опубликовано 06.12.2023 Обновлено 06.12.2023 Пользователем Александр (администратор)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + = nineteen