Перед подключением тягово-сцепного устройства легковому автомобилю нужно составить электрическую схему розетки фаркопа с распиновкой контактов. Без выполнения этого требования невозможно подсоединение машины к грузовому прицепу или трейлеру для путешествий с семьей.
- Что такое распиновка
- Какими бывают разъемы для розеток прицепов
- ГОСТ 9200-76
- Необходимость оснащения прицепа
- Штраф
- Схемы распиновки разъемов фаркопа
- 5-pin ISO 1724
- 7-контактной вилки и розетки Европа и РФ DIN ISO 1724
- 7-контактной вилки и розетки прицепа США SAE J2863
- 13-контактной розетки Европа ISO 11446
- 15-контактного разъема ISO 12098
- Способы подключения
- Материалы для подключения розетки фаркопа
- Схема прямого подключения
- С использованием электронного блока согласования
- Возможные проблемы
- Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа на разных моделях авто
- На современных автомобилях
- Прицепов «Скиф М1», «Скиф М2», МЗСА
- Распиновка лодочного прицепа «Лав»
- Подключение розетки прицепа ВАЗ-2110
- Нива Шевроле
- Ланос
- К грузовому автомобилю КамАЗ
Что такое распиновка
Подключать электрические приборы в автотранспорте надо через специальные разъемы с контактами.
Для каждого из них существует собственный стандарт. Его называют распиновкой, или цоколевкой.
Она выглядит как таблица или диаграмма, где указываются следующие параметры:
- номер контакта;
- подсоединяемый потребитель;
- цвет и сечение провода;
- кодовое обозначение.
Чтобы расключение кабелей не привело к неисправностям, нужно выполнить такие условия:
- перед работами изучить схему распайки розетки;
- убедиться в совместимости типа разъема с автомобилем и сцепным приспособлением;
- подготовить инструменты и расходные материалы;
- отсоединить клеммы от аккумуляторной батареи;
- проверить провода по цвету, полярности и цепи потребителя;
- соединить кабели с контактами распайкой с помощью специального припоя;
- убедиться в работоспособности электроприборов прицепа после подключения.
Какими бывают разъемы для розеток прицепов
На современных транспортных средствах для подсоединения фаркопа чаще используют такие разъемы:
- 7- и 13-пиновые розетки европейского стандарта;
- фишки с 7 контактами американского типа.
На моделях до 2000 г. иногда встречаются разъемы для 5 жил, а на коммерческих грузовиках – для 15.
ГОСТ 9200-76
В России стандарты распайки тягово-сцепного приспособления определяются ГОСТ 9200-76.
Он введен 1 января 1977 г. и продлен 7 ноября 2012 г.
Согласно документу, розетки могут быть следующих типов:
- на напряжение 24 В – 24 N и 24 S с главным контактом и крупными и мелкими штырями;
- на напряжение 12 В – 12 N с гнездами для проводов №№ 1, 3, 4, 6 и 3 штырей или углубленного контакта с 2 штырями №№ 2 и 5.
Основные требования ГОСТа:
- розетка и вилка, соединяющие прицеп с машиной, выдерживают ток до 40А;
- все обозначения нанесены отчетливо.
Необходимость оснащения прицепа
Сейчас на дорогах встречаются прицепы разных типов. Их изготавливают российские и зарубежные производители.
На них устанавливают оборудование и светотехнику, которые дублируют основные огни автомобиля:
- указатели поворотов;
- стоп-сигналы;
- главные и противотуманные фары;
- габариты;
- подсветку номерного знака;
- лампы движения задним ходом;
- огни аварийной остановки.
Поэтому, чтобы не совершить ошибок, для подсоединения тягово-сцепного приспособления требуются разъемы со стандартной схемой подключения.
Штраф
Фаркопами называются устройства для крепления к кузову прицепа или трейлера.
Они бывают 3 типов:
- стационарными (приварены к балке);
- условно-съемными (прикручены болтами);
- мобильными (демонтируются без применения инструментов).
Регистрировать в ГИБДД не нужно следующие устройства:
- предусмотренные автопроизводителем;
- сертифицированные в России.
Штраф в размере 500 руб. предусмотрен за использование таких фаркопов:
- самодельных;
- не предназначенных для данной модели машины;
- неисправных, в т.ч. по вине электрооборудования.
Схемы распиновки разъемов фаркопа
Если владелец машины и прицепа заинтересован в безопасной эксплуатации техники, то он обязан устанавливать прочное сцепное устройство с подвижным соединением металлических деталей и проводов.
В России выполняются требования Международной организации по стандартизации.
Фаркоп подключают в соответствии с такими нормами:
- ISO1724 для 5-контактных систем;
- 12N ISO1724 и ISO1185, 12S ISO3732 и ISO3731 для розеток с 7 проводами;
- ISO11446 №№ 1 или 2 для разъемов на тринадцать контактов;
- ISO12098 для грузовиков с 15 штырями.
Цветовую схему проводов определяет ISO4141.
5-pin ISO 1724
Стандарт для 5-контактной розетки 1724 разработан и внедрен в 1975 г. Он предусматривает схему, аналогичную 7-pin без 1-го и 4-го контакта. Сейчас такие транспортные средства встречаются редко.
№ контакта | Обозначение | Потребитель | Цвет провода | Толщина, кв.мм |
2 | 54G | Задняя противотуманная фара | Синий | 1,5 |
3 | 31 | «Минус» | Белый | 2,5 |
5 | 58R | Правый габарит и подсветка ГРЗ | Коричневый | 1,5 |
6 | 54 | Стоп-сигнал | Красный | 1,5 |
7 | 58L | Левый габарит | Черный | 1,5 |
7-контактной вилки и розетки Европа и РФ DIN ISO 1724
Для прицепов, изготовленных в Европе и России, стандарт определяет следующую схему:
В таблице ниже представлены данные для подсоединения фаркопа:
№ контакта | Обозначение | Рабочая цепь | Окраска провода | Сечение, кв.мм |
1 | L | Левый указатель поворота | Желтая | 1,5 |
2 | 54G | Задняя противотуманная фара | Синяя | 1,5 |
3 | 31 | «Минус» (масса) | Белая | 2,5 |
4 | R | Правый указатель поворота | Зеленая | 1,5 |
5 | 58R | Правый габарит и подсветка ГРЗ | Коричневая | 1,5 |
6 | 54 | Стоп-сигнал | Красная | 1,5 |
7 | 58L | Левый габарит | Черная | 1,5 |
Для стандарта 24N распиновка выглядит так:
Пояснения приведены в таблице ниже:
№ контакта | Обозначение | Потребитель | Цвет провода | Толщина, кв.мм |
1 | 31 | «Минус» | Белый | 2,5 |
2 | 58L | Левый габаритный фонарь и подсветка ГРЗ | Черный | 1,5 |
3 | L | Левый поворотник | Желтый | 1,5 |
4 | — | Стоп | Красный | 1,5 |
5 | R | Правый поворотник | Зеленый | 1,5 |
6 | 58R | Правый габаритный фонарь и подсветка ГРЗ | Коричневый | 1,5 |
7 | — | Тормоз прицепа | Голубой | 1,5 |
У фаркопов с распиновкой 24S схема выглядит так:
Далее в таблице можно увидеть подробное описание:
№ контакта | Обозначение | Рабочая цепь | Окраска провода | Сечение, кв.мм |
1 | 31 | Масса | Белая | 2,5 |
2 | 58L | Запасной | Черная | 1,5 |
3 | L | Огни заднего хода | Желтая | 1,5 |
4 | — | Цепи потребителей прицепа | Красная | 1,5 |
5 | — | Индикация отказа тормоза | Зеленая | 1,5 |
6 | — | Цепи потребителей прицепа | Коричневая | 1,5 |
7 | 54G | Задняя противотуманная фара | Голубая | 1,5 |
7-контактной вилки и розетки прицепа США SAE J2863
Американские прицепы оснащаются вилками и розетками, которые подсоединяются по следующей схеме:
В таблице представлено описание проводки:
№ контакта | Обозначение | Потребитель | Цвет провода | Толщина, кв.мм |
1 | 31 | «Минус» (масса) | Белый | 4 |
2 | L54 | Стоп-сигнал и левый поворотник | Желтый | 1,5 |
3 | 58 | Габариты и подсветка номера | Коричневый | 1,5 |
4 | 15 | «+» 12В | Черный | 4 |
5 | R54 | Стоп-сигнал и левый поворотник | Зеленый | 1,5 |
5 | — | Управление системой электрических тормозов | Синий | 4 |
7 | — | Огни движения задним ходом, управление током блокировки импульсного тормоза | Фиолетовый | 1,5 |
13-контактной розетки Европа ISO 11446
Для европейских прицепов с розетками на 13 пин используется такая распиновка:
Таблица с назначением клемм такова:
№ контакта | Обозначение | Рабочая цепь | Окраска проводника | Сечение, кв.мм |
1 | 1/L | Левый поворотный сигнал | Желтая | 1,5 |
2 | 2 | Задняя противотуманная фара | Синяя | 1,5 |
3 | 3/31 | «Минус» (масса) для 1–8-й клемм | Белая | 2,5 |
4 | 4/R | Правый поворотный сигнал | Зеленая | 1,5 |
5 | 5/58-R | Правый габаритный фонарь и подсветка площадки с ГРЗ | Коричневая | 1,5 |
6 | 6/54 | Стоп-сигнал | Красная | 1,5 |
7 | 7/58-L | Левый габаритный фонарь и подсветка площадки с ГРЗ | Черная | 1,5 |
8 | 8 | Лампа движения задним ходом | Розовая | 1,5 |
9 | 9 | Подача постоянного напряжения 12В и 35А | Оранжевая | 2,5 |
10 | 10 | Та же после поворота ключа в замке зажигания | Серая | 2,5 |
11 | 11 | «Минус» (масса) | Бело-черная | 2,5 |
12 | 12 | Запасной | Светло-серая | 1,5 |
13 | 13 | «Земля» на клемму № 9 | Бело-красная | 2,5 |
Запрещается замыкать между собой следующие контакты в вилке прицепа:
- №№ 3, 11, 13;
- №№ 5, 7.
15-контактного разъема ISO 12098
На грузовиках прицеп соединяется по следующей схеме:
Подробное описание распиновки представлено в таблице:
№ контакта | Обозначение | Потребитель | Цвет провода | Толщина, кв.мм |
1 | L | Левый поворотный сигнал | Желтый | 1,5 |
2 | R | Правый поворотный сигнал | Зеленый | 1,5 |
3 | — | Противотуманка | Голубой | 1,5 |
4 | 31 | «Земля» на контакты №№ 1–3, 5–8 | Белый | 2,5 |
5 | 58R | Правый габаритный огонь и подсветка площадки с госномером | Черный | 1,5 |
6 | 58L | Левый габаритный огонь и подсветка площадки с госномером | Коричневый | 1,5 |
7 | 54 | Сигнал «стоп» | Красный | 1,5 |
8 | — | Лампочка заднего хода | Розовый | 1,5 |
9 | 30 | «+» для напряжения 24В | Оранжевый | 1,5 |
10 | — | Индикация износа тормозных колодок | Серый | 1,5 |
11 | — | Сигнал включения ручника при падении давления воздуха в системе | Бело-черный | 1,5 |
12 | — | Поднятие оси прицепа | Светло-голубой | 1,5 |
13 | 31 | «Земля» на клеммы №№ 14, 15 | Бело-красный | 2,5 |
14 | — | Шина CAN H, для автомобилей без EBS или ABS | Зелено-белый | 1,5 |
15 | — | Шина CAN L, для автомобилей без EBS или ABS | Коричнево-белый | 1,5 |
Способы подключения
Существует 2 способа соединения проводки с вилкой на фаркопе и розеткой на автомобиле:
- универсальный;
- классический.
Материалы для подключения розетки фаркопа
В первую очередь нужно купить комплект для соединения кабелей.
В него чаще всего производители включают:
- корпуса адаптеров с крышками, резиновыми уплотнителями, резьбовыми соединениями;
- комплект проводов сечением 1,5–2,5 кв.мм;
- металлический или пластиковый гофрированный рукав;
- монтажные хомуты для крепления к кузову машины.
Российские автовладельцы предпочитают вилки следующих брендов:
- Erich Jaeger;
- Airline;
- Nord-Yada;
- «Хелла»;
- «Дали-Авто» и др.
Далее нужно подготовить набор инструментов:
- набор гаечных ключей;
- крестовую и шлицевую отвертки;
- пассатижи;
- кусачки;
- нож;
- паяльник мощностью 40 Вт.
Дополнительно нужно припасти:
- изоленту;
- термоусадочную трубку;
- припой.
Схема прямого подключения
Порядок соединения кабелей по классической методике состоит из следующих действий:
- Распаковать купленный набор.
- Проверить отсутствие повреждений и герметичность вилки и розетки.
- Зачистить концы проводов.
- Облудить их или опрессовать гильзами.
- Протащить шнуры в колодки.
- Обмотать получившийся жгут изолентой.
- Протянуть его в гофрорукав.
- Распаять концы кабеля на контактах разъема.
- Закрепить подвижную часть вилки и розетки.
- Собрать адаптеры.
- Подключить вторые концы к светотехническим приборам.
- Уложить гофру и зафиксировать ее клипсами.
- Соединить адаптеры.
- Проверить работоспособность схемы.
Во время работы нужно выполнить следующие рекомендации:
- использовать многопроволочный медный провод с сечением, указанным производителем;
- обрабатывать контакты графитовой смазкой перед пайкой для предотвращения окисления;
- смазывать разъемные соединения силиконовой смазкой во избежание попадания влаги.
С использованием электронного блока согласования
Если автомобиль оснащен большим количеством электроники, то в электрическую схему включают ЭБУ. Во время пуска двигателя он тестирует систему, при подсоединении прицепа фиксирует перегрузку и выдает сообщение об ошибке.
Чтобы избежать такой ситуации, при подключении фаркопа нужно включить в схему блок электронного согласования.
Он подключается к аккумулятору и работает таким образом:
- Принимает сигналы от светотехнических устройств.
- Обрабатывает их.
- Передает информацию на электронный блок управления.
Возможные проблемы
Основная проблема заключается в том, что иногда после подсоединения прицепа указатели поворота начинают моргать быстрее, чем было до этого при классическом подключении, или медленнее, когда в машине присутствует ЭБУ.
Решить проблему можно 2 способами:
- установить в поворотники светодиодные лампы;
- вмонтировать в схему указателей поворота промежуточные реле с нормально разомкнутыми контактами.
Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа на разных моделях авто
Подсоединение фаркопа связано с особенностями модели машины, на которой он будет установлен.
На современных автомобилях
В связи с тем что автомобили, выпущенные после 2000 г., оснащены большим количеством электроники, классический метод соединения разъемов не подходит.
Поэтому, если автолюбитель не обладает навыками электромонтажа, во избежание неисправностей и сбоев после подсоединения прицепа лучше обратиться в сервис.
Прицепов «Скиф М1», «Скиф М2», МЗСА
Монтаж фаркопа для прицепов «Скиф М1», «Скиф М2» и МЗСА производится по схеме, отличающейся от стандартной по ГОСТ-9276 или ISO 1724.
Особенности распиновки таковы:
- на клемму № 2 «Скиф М1» 1981–1987 гг.в. и «Скиф М2» 1987–1993 гг.в. присоединяется положительный полюс аккумулятора;
- к контакту № 7 моделей МЗСА крепятся габариты.
На более ранних версиях в обозначениях используются римские цифры и подключение происходит в таком порядке:
- стоп-сигнал – к I;
- левый указатель поворота – к II;
- индикатор включения поворотников – к III;
- правый указатель поворота – к IV;
- положительный полюс АКБ – к V;
- задние габаритные огни и подсветка ГРЗ – к VI;
- масса – к M.
Распиновка лодочного прицепа «Лав»
Фаркоп для лодочного прицепа «Лав» подключается так:
Подключение розетки прицепа ВАЗ-2110
Машины «десятого» семейства Волжского автомобильного завода соединяются с прицепом по стандарту 12 N ISO 1724:
- указатели поворотов – к клеммам №№ 1 и 4;
- противотуманка – к № 2;
- масса – к № 3;
- задние ходовые огни и левый габарит – к № 5;
- стоп-сигнал – к № 6;
- левый габарит – к № 7.
Нива Шевроле
Подключить фаркоп к Ниве Шевроле можно с помощью жгута с артикулом 00001-75045552-00-0. Он укомплектован разъемами и еврофурнитурой, которая подходит к другим прицепам с контактами на 7 пин.
Ланос
Автомобили Шевроле Ланос подсоединяются к тягово-сцепному устройству аналогично ВАЗ-2110 по стандарту 12 N ISO 1724.
К грузовому автомобилю КамАЗ
К грузовикам Камского автомобильного завода прицепы подключаются через штепсельный разъем ПС 325-100 на напряжение 24 В. Такие переходники продаются в 7- и 15-пиновом исполнении по стандартам N и S.
Первый выглядит как стандартный адаптер для подсоединения прицепа, а второй изготовлен в виде полой трубки.
Распиновка выглядит следующим образом:
- масса – белым проводом на Ч.4;
- левый габарит – черным на Г.52;
- левый поворотник – желтым на К.75;
- тормоз прицепа – красным на 3.57;
- правый поворотник – зеленым на С.74;
- правый габаритный огонь – коричневым на Кч.5;
- резерв – синим.
Оригинальный разъем от подделки отличается по таким признакам:
- Крышка розетки при переворачивании вниз плотно удерживается на посадочном месте и не открывается.
- Внутренние штыри зафиксированы жестко, без люфтов.
- Отверстие в основании большого размера, провода входят в него свободно.
- Внутренняя резьба заворачивается легко.
Качественный аналог разъема – переходник производства БААЗ. Распиновка розетки и вилки такая же, как у адаптера КамАЗ.
Опубликовано 06.12.2023 Обновлено 06.12.2023 Пользователем Александр (администратор)