Автор:
Эксперт раздела "Вопрос электрику", автор статей. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, опыт работы более 5 лет.

Асинхронные двигатели бывают с короткозамкнутым ротором или с фазным ротором. Последние чаще применяются при пуске с нагрузкой на валу (краны, лифты и прочее). Существуют различные испытания асинхронных двигателей, например, приемо-сдаточные, которые проводятся перед вводом в эксплуатацию и после ремонта. Если проводилась модернизация электродвигателя, то он подвергается типовым испытаниям, подтверждающим возможность эксплуатировать асинхронный или другой двигатель по назначению и зафиксировать его новые нагрузочные характеристики. В статье ниже мы рассказали читателям сайта Сам Электрик, как проходят испытательные работы и какими документами они регламентируются.

Ввод в эксплуатацию

ПУЭ (Правила устройства электроустановок) регламентируют проведение приемо-сдаточных испытаний перед вводом электродвигателя в эксплуатацию (пункт 1.8.15). Программы испытаний и количество приборов, которые будут подвергаться (из партии) устанавливаются стандартом или ТУ на конкретный вид двигателя. Проверяется следующее:

  1. Возможность включения электродвигателя без предварительной сушки обмоток (для ЭД номинальным напряжением до 1кВ и более).
  2. Сопротивление изоляции.
  3. Проверка обмоток статора путем подачи повышенного напряжения промышленной частоты. Каждая обмотка проверяется отдельно (при двух других соединенных с корпусом). Если выводов от катушек не имеется, то допускается проверять обмотку полностью.
  4. Измерение сопротивления обмоток постоянному току. Для выявления некачественных соединений, межвитковых замыканий, ошибок в схеме подключения. Также для снятия параметров, необходимых для расчетов режимов, переходов и регуляторов.
  5. Работа электродвигателя на холостом ходу (приводной механизм не нагружен).
  6. Работа электродвигателя под нагрузкой.

После проведения работ оформляются АКТ и Протокол испытания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (или другой тип двигателя). В протоколе указываются полученные параметры и величины, а также проведенные мероприятия, место и состав участников. При этом проверку должны проводить специалисты с группой допуска не ниже IV и имеющие лицензии на ведение такого рода деятельности.

Пример протокола испытаний

В период эксплуатации

Испытания электродвигателей в процессе эксплуатации необходимы для своевременного выявления неисправностей с последующим их устранением. Также для безопасности производства, эксплуатация электродвигателей с отклонением чревата негативными последствиями для людей, обслуживающих электромашины.

Испытания заключаются в следующем:

  • измерение сопротивления изоляции, при этом, у электродвигателей напряжением более 1000В замеряется коэффициент абсорбции обмоток статора;
  • проверка состояния изоляции;
  • проверка обмоток статора путем подачи повышенного напряжения промышленной частоты;
  • измерение сопротивления обмоток постоянному току;
  • замер зазора между сталью ротора и статора;
  • замер зазоров подшипников скольжения;
  • проверка возбудителей;
  • замер вибрационных характеристик подшипников;
  • замер осевого разбега ротора;
  • при наличии воздухоохладителя проводятся гидравлические испытания;
  • проверка работы двигателя под нагрузкой;
  • проверка исправности стержней (только для АД с короткозамкнутым ротором);
  • проверка ЭД в режиме холостого хода или с приводным механизмом без нагрузки.

На видео ниже вы можете ознакомиться с несколькими методами проверки:

Сопротивление обмоток приводится в таблице в каталогах производителей электромашин, или в справочниках. Допустимое сопротивление изоляции обычно равно 1 МОм на 1 кВ питающего напряжения. Машины, которые питаются от 380В, допускаются к работе если сопротивление их изоляции не менее 500 кОм.

Таблицы с сопротивлением обмоток некоторых электродвигателей серии А2 АО2

По результатам также оформляется акт и протокол. Помимо этого, параметры электрической машины заносят в журнал испытаний.

Послеремонтные испытания

Перед началом ремонта проводятся предремонтные испытания, для точной дефектации узлов асинхронного двигателя. Цель – выявить исправные двигатели, поступившие на ревизию по ошибке или имеющие незначительную неисправность, которую можно устранить сразу же.

В процессе ремонта проводятся операционные испытания (операционный контроль), цель которых – выявление ошибок, некачественных материалов или запасных частей и своевременное устранение выявленных замечаний. В первую очередь, важность операционного контроля обусловлена сокращением срока ремонта (если его не проводить, при наличии дефектного узла ремонт затянется), второй причиной является снижение затрат на ремонт.

Если операционный контроль не проводить, то, например, при перемотке статора или ротора (при наличии дефекта металла или проволоки) неисправность можно обнаружить уже на испытаниях после ремонта, это приведет к значительному удорожанию обслуживания. Комплексный стенд проверки не только сократит срок операционного контроля, но и значительно упростит его проведение.

Стенд для испытаний

После капитального ремонта проводятся приемо-сдаточные испытания (если изменились электрические и магнитные характеристики, то проводятся типовые испытания).

Нормативная документация

При эксплуатации, проверках и обслуживании электродвигателей руководствоваться можно книгой Н.М. Слоним «Испытания асинхронных двигателей при ремонте», где описаны методики их проведения. Несмотря на 1980 год выпуска, книга содержит актуальную информацию. Методы испытаний асинхронных двигателей изложены в ГОСТ 7217-87, он действующий, актуализация текста проведена 06.04.2015, переиздание было в 2003 году. Помимо этого, в ПУЭ и ПТЭЭП также приведена программа испытаний электрических машин переменного тока.

На этом мы и заканчиваем рассмотрение данной темы. Если остались вопросы или вы просто хотите дополнить материал, пишите в комментариях под статьей!

Также читают:

Опубликовано 30.08.2019 Обновлено 30.08.2019 Пользователем Александр (администратор)

(2 голосов)
Загрузка...
Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = three